Методические рекомендации по вопросам разработки программы объединения по интересам
Приступая к разработке программы объединения по интересам, прежде всего, следует изучить нормативные правовые документы, научно-методическую, педагогическую литературу, в том числе статьи в специальных журналах и Интернете. Это делать необходимо постоянно, так как работа с новой информацией является важным средством собственного профессионального развития педагога, а параллельно будет разработан раздел программы «Литература и информационный ресурс».
Программа объединения по интересам в какой-то мере «заставляет» педагога осмыслить сущность своей деятельности, свою педагогическую позицию.
Программа объединения по интересам должна опираться на определенные научные принципы:
- доступности в обучении и воспитании;
- индивидуального подхода, научности;
- систематичности и последовательности;
- связи теории с практикой;
- природосообразности;
- культуросообразности.
Теория и практика создания программ диктует также определённое требование к их содержанию и оформлению. К ним относятся:
- актуальность – соответствие требованиям заказчика (ребёнка, родителя, общества, государства) и учёт современных достижений в области образования, культуры, а также национальных традиций;
- современные образовательные технологии, которые отражены в принципах, формах и методах организации образовательного процесса, методах контроля и управления образовательным процессом; средствах обучения (оборудование, инструмент, материалы).
Содержание образовательных программ должно быть направлено на:
- создание условий для развития личности учащегося и её мотивации к познанию и творчеству;
- создание условий для социального, культурного, профессионального самоопределения, творческой самореализации личности;
- интеллектуальное, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание;
- взаимодействие педагога дополнительного образования детей и молодёжи с семьёй;
- профилактику асоциального поведения и укрепления здоровья учащихся.
Структурные элементы программы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание программы.
5. Ожидаемые результаты.
6. Формы и методы реализации программы.
7. Литература.
При работе над текстом программы рекомендуем составить аннотированную структуру программы объединения по интересам, которая может выглядеть следующим образом:
№ п/п |
Раздел программы |
Содержание |
Титульный лист |
Наименование учреждения; наименование программы; автор-составитель (ФИО, должность); кем утверждена; с кем согласована; возраст учащихся; срок реализации; название города; год разработки. |
|
Пояснительная записка |
Направленность программы; педагогические принципы; новизна и актуальность; возраст учащихся; сроки реализации; цель(и) – краткая, понятная, достижимая; задачи (в обучении, воспитании, развитии). |
|
Учебно-тематический план |
Разделы, темы, количество часов (общее, теория, практика). |
|
Содержание программы |
Краткое изложение содержания разделов, тем с указанием ключевых, теоретических понятий и видов практической деятельности. |
|
Ожидаемые результаты |
Результат обучения, воспитания, развития учащихся, конкретная краткая характеристика приобретенных знаний, умений, навыков (компетенций и личностных качеств) по истечении каждого года обучения. |
|
Формы и методы реализации программы |
Формы, методы, приёмы организации и проведения образовательного процесса; обеспечение программы методическими видами продукции; наглядный и дидактический материал; виды контроля и диагностики освоения программы и т.п. |
|
Литературные и информационные источники |
Литературные и информационные источники указываются в соответствии с требованиями стандарта. Можно предоставить список литературы отдельно для педагога, детей; репертуарный список и т.п. |
Затруднения педагога при написании программы
1. Работа с понятийным аппаратом. Любая программа оперирует множеством понятий (собственных терминов), необходимых в образовательном процессе. Среди них необходимо выделить определённый круг ключевых понятий, без которых освоение предмета просто невозможно, но не стоит без необходимости «утяжелять» текст (особенно в пояснительной записке, методическом обеспечении). В процессе работы над программой следует постоянно следить за тем смыслом, который автор-составитель вкладывает в используемый термин. Если речь идёт о сугубо педагогических, психологических, философских понятиях – необходима работа с соответствующими специальными словарями, энциклопедиями.
2. Разработка пояснительной записки. В этом разделе трудности возникают при формулировании цели и задач программы. Цель формулируется в самом сжатом обобщённом виде. Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить (С.И. Ожегов «Словарь русского языка»). Для формулировки цели используются существительные: создание, обеспечение, приобщение, развитие, формирование и т.п.
Цель может быть направлена на:
- развитие учащихся в целом или определённых способностей;
- формирование у каждого учащегося умений, навыков, потребности самостоятельно пополнять знания, творить, трудиться;
- формирование и развитие общечеловеческих нравственных ценностей, личностных качеств;
- гармоничного художественно-эстетического, интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития;
- обучение трудовым навыкам, коллективному взаимодействию и взаимопомощи и т.п.
- – это то, что требует разрешения, выполнения (С.И. Ожегов «Словарь русского языка»).
Задачи программы объединения – это пути, способы поэтапного достижения цели в обучении, воспитании, развитии учащихся.
Обучающие задачи отвечают на вопрос: что узнает, чему научится, какие представления получит, чем овладеет, в чем разберется учащийся, освоив программу.
Развивающие задачи связаны с развитием творческих способностей и возможностей учащихся, а также внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.
Воспитательные задачи отвечают на вопрос: какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у учащихся.
Формировать задачи следует в одной грамматической форме, желательно – глагольной: способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, сформировать, расширить, углубить, предоставить возможность, обеспечить, поддержать и т.д.
3. Для многих педагогов серьезной проблемой является написание текста программы. Не следует увлекаться излишней терминологией, экскурсами в историю предмета, критическими замечаниями и т.п. При оформлении раздела «учебно-тематический план» следует помнить, что программа – стратегический документ, рассчитанный не на один год; поэтому в этом разделе должны быть обозначены основные содержательные блоки (разделы, темы) и количество часов на их освоение. Не следует путать с учебно-воспитательным планом, который вносится в журнал и где конкретизируются темы, сроки на учебный год! Если первое представляет собой устоявшуюся схему с названием тем, разделов, количества часов (теория – практика), то второе – это краткое изложение того, что станет предметом изучения (аннотация темы, раздела). Разбивать тему (раздел) на огромное число мелких единиц не стоит (это предстоит сделать в плане объединения на учебный год). Содержательную часть программы следует структурировать таким образом, чтобы оно позволило раскрыть все ведущие теоретические идеи (теория) и ответы на них (практика).
В программу объединения по интересам включаются основные (наиболее важные для данного направления деятельности) формы воспитательной работы, а актуальные для конкретного учебного года мероприятия находят своё отражение снова же в плане учебно-воспитательной работы объединения по интересам на учебный год.
4. Система определения результативности освоения программы предполагает различные формы её выявления. Педагоги, как правило, предлагают несколько традиционных форм: открытые, итоговые занятия, тесты. Рекомендует расширить спектр форм: беседа, опрос, прослушивание, просмотр, выставка, концерт, конкурс, диагностика (диагностические игры), анкетирование, анализ освоения программы (раздела, темы), анализ участия в социально значимой деятельности объединения и т.п.
Формами фиксации результатов могут быть: награды (дипломы, грамоты), готовые работы учащихся, протоколы диагностики, аудио-, видеозаписи, фото, портфолио, аналитические материалы, статьи в СМИ и др.
Формы предъявления результатов: концерты, выставки, портфолио, итоговые занятия, защита проектов и творческих работ, демонстрация (моделей, готовых изделий) и др.
Ожидаемые результаты по годам обучения могут быть следующими:
Критерии |
Ожидаемые результаты |
|||
1-ый год обучения |
2-ой год обучения |
3-ой год обучения |
4-ой год обучения |
|
Овладение основными знаниями, умениями и навыками. |
Учащиеся используют элементарные знания и умения. |
Спектр основных умений и навыков расширяется в учебной и творческой деятельности. |
Ориентация на систему требований; самостоятельное использование знаний, умений, навыков. |
Знания и умения переходят в стадию уверенного навыка, применяемого в практической деятельности. |
Развитие художественных способностей средствами ведущей деятельности. |
Имеют первоначальные навыки общения с произведениями искусства и культуры; имеют представление об основах художественного языка ведущей деятельности. |
Выходят на уровень диалога в художественном произведении, имеют представления об особенностях художественного языка, могут анализировать. |
Свободно владеют основными средствами передачи художественного образа, создания собственного художественного продукта. |
Учащиеся свободно выражают себя средствами ведущей деятельности; хорошо развито наглядно-образное, ассоциативное мышлении, самостоятельно выбирают средства и способы создания художественного продукта. |
Креативность. |
Выполнение учебной работы с элементами собственного творчества. |
Постепенное проявление навыков самостоятельности, изобретательности, фантазии при выполнении творческих заданий. |
Учащиеся самостоятельно, в рамках заданной темы, сочиняют, исполняют, импровизируют; не ограничиваются в выборе художественных средств, способов воплощения собственных задумок. Способны доказать свой выбор, опираясь на личные чувства, ощущения, мысли. |
Проявляют самостоятельность в творчестве, вкладывая собственный смысл в создаваемую творческую работу. |
Отношение к миру и себе. |
Эмоционально-положительное восприятие сверстников, педагогов, устанавливают контакт в группе, чаще по интересам, психологическим характеристикам; высокий уровень активности, самостоятельности. |
Уровень самооценки складывается под влиянием успешности в ведущей деятельности, владеют правилами общения и умения работать в коллективе, микрогруппе, индивидуально. |
Способны оценить себя, свои поступки и действия других; эмоционально-положительное восприятие отношений в коллективе, владеют навыками эмоциональной сферы, имеют устойчивый навык работы в коллективе. |
Приобретают основные ценностно-смысловые и личностные ориентиры в окружающей действительности, обладают навыками общения со сверстниками и взрослыми, получают опыт управления своими эмоциями. |
Мотивация. |
Мотивация ещё неустойчивая, связана с интересом к определенному виду деятельности. |
Наличие познавательного и социального мотива учения, чем более успешен учащийся, тем более увлечён он творческой деятельностью. |
Ведущие признаки мотивации – интерес, удовлетворение, успешность, собственная «значимость», предпочтение «трудных» творческих заданий. |
Предпочтение самостоятельных творческих заданий; ориентация на условие новых знаний, наличие мотива самообразования. |
Сформированность гражданской сферы. |
Проявляют навыки активной общественной и творческой позиции. |
Осознают, что активная, деятельностная позиция приносит успех и признание всему коллективу и каждому учащемуся. |
Ориентация на общечеловеческие ценности, активное участие в творческой жизни коллектива, реализация личных интересов, творческих способностей. |
Активная творческая деятельность становится необходимой частью жизни. |
- которые чаще всего задают педагоги, приступая к разработке программы объединения по интересам.
На какие документы следует ориентироваться, приступая к созданию программы?
- Кодекс Республики Беларусь об образовании.
- Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодёжи.
- Устав учреждения дополнительного образования детей и молодёжи.
- Типовая программа объединения по интересам художественного (и иных) профиля.
- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи на 2011-2015 годы.
- Инструктивно-методические письма МО РБ по идеологической и воспитательной работе.
Это не значит, что педагог должен указать весь перечень документов, их надо знать и опираться на них при разработке программы.
Каков алгоритм создания программы?
- Изучение и анализ документов, специальной литературы и существенных программ по направлению деятельности.
- Разработка концепции программы.
- Разработка целей и задач.
- Разработка учебно-тематического плана.
- Работа над содержанием программы, текстом её структурных элементов.
- Коррекция, правка.
- Оформление программы в соответствии с требованиями.
- Рецензирование.
- Утверждение, согласование.
Что необходимо учитывать при разработке программы?
- Следует учитывать особую роль и место дополнительного образования в системе образования Республики Беларусь.
- Компенсировать отсутствующие в системе общего среднего образования образовательные области (предметы, виды, направления деятельности, интересующие учащихся).
- Учитывать возрастные и психофизические особенности учащихся;
- Учитывать интересы и потребности заказчиков (государства, общества, детей и родителей) на новые виды деятельности, нацеленные на допрофессиональную подготовку учащихся.
Что такое образовательно-методический комплекс (ОМК) и что в него входит?
- ОМК – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса и обеспечивающих успех учащихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности.
- ОМК включает: программу объединения как основной документ; учебно-методические пособия для педагога и учащихся (дидактические, справочные, информационные материалы на различных носителях, специальную литературу, планы-конспекты занятий и т.д.).
- Материалы по диагностике личности и сформированности детского коллектива.
- Памятки для детей и родителей.
- Планы-сценарии коллективных мероприятий и дел, игровые методики и т.п.
ОМК является важным средством совершенствования педагогического процесса, позволяет педагогу осуществлять свою деятельность системно, сокращает затраты ресурсов и времени, помогает педагогу повысить свою компетентность.
Включение в ОМК активных методов обучения, диагностических методик обеспечивают реализацию личностных интересов и потребностей учащихся, развивают самостоятельность, способствуют их творческой самореализации.
Что представляет собой программа, построенная по модульному принципу?
В последнее время среди программ объединений по интересам, поступающих к нам по итогам конкурсов, стали встречаться программы, построенные по модульному принципу. Модуль (от лат. modulus – мера) – часть какой-либо системы, имеющая самостоятельную целостность. Принцип модульного построения программ пришёл из европейского высшего образования, где студент выбирает те модули, которые ему особенно нужны для образования и в той последовательности, которая диктуется его потребностями. Все модули должны быть методически и идеологически согласованы между собой.
При проектировании модульных программ необходимо учитывать следующее:
- каждый модуль имеет самостоятельную цель, которая достигается при его освоении (изучении);
- модули должны быть построены на одном методическом основании; методические приёмы должны одинаково трактоваться и быть понятны всем участникам образовательного процесса;
- модуль должен быть обеспечен ОМК, который при необходимости позволит учащимся самостоятельно освоить материал.