Новости проекта
С праздником вас, с 1 сентября!
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by

Мероприятия, посвященные Дню работников леса

Дата: 27 сентября 2016 в 22:34, Обновлено 19 октября 2021 в 09:45

Мероприятия, посвященные

Дню работников леса

Пояснительная записка

Цель: воспитание экологического сознания у учащихся, бережного отношения к лесному сообществу и к труду работников леса.

Задачи:

  • способствовать формированию профессиональной гордости и уважения к профессии;
  • формирование навыков эстетического отношения к труду;
  • расширять знания детей о растительном и животном мире леса;
  • развивать любознательность, находчивость;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Праздник, посвященный работникам лесных хозяйств, тем, кто оберегает и сохраняет природные богатства нашей страны, День работника леса отмечают ежегодно в третье воскресенье сентября. В 2016 году праздник попадает на 18 сентября. Зеленые храмы нашей земли, которые обеспечивают белорусам экологическую безопасность, бесспорно, представляют собой важную составляющую народно-хозяйственного комплекса республики.

В лесном комплексе страны трудится порядка 100 тысяч человек. В это число входят работники организаций Министерства лесного хозяйства (более 36 тысяч), национальных парков и лесохозяйственных учреждений Управления делами Президента Республики Беларусь, военных лесхозов Министерства обороны, лесных экспериментальных баз НАН Беларуси, а также работники предприятий концерна «Беллесбумпром».

Леса Беларуси — собственность государства. Лесной фонд страны поистине огромен — составляет около 9,5 млн гектаров, лесистость территории — 38,5 %. Можно смело утверждать, что по некоторым показателям, характеризующим лесосырьевые ресурсы, Беларусь входит в десятку ведущих лесных государств Европы.

Что касается истории праздника Дня работника леса: праздник празднуется и в других странах – бывших членах СССР. До Октябрьского переворота праздник работников лесного хозяйства отмечался 1 августа в день Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Сам же праздник был учрежден 1 октября 1980 года, причем дата праздника была приурочена к выходу «Лесного законодательства» 1977 года.

Мероприятие для младших школьников

ко Дню работников леса

Форма: «Лесной праздник».

Предварительная подготовка.

Ребят заранее необходимо разбить на команды. Хорошо, если в классе будут развешены плакаты: «Береги природу, человек», «Бойтесь, люди, остаться одни!», «Планета у нас одна», «Земля - наш дом», «Как прекрасен этот мир!», «Пусть цветут травы» и т. д.

Вступительное слово учителя должно содержать напоминание детям, гостям о празднике - Дне работников леса. В лесу живут животные, птицы, растут растения, всем им должно быть хорошо, а человек должен заботиться о живой природе, учиться у нее мудрости и красоте. «Охрана природы - долг каждого» - вот основная идея праздника.

Ход мероприятия.

Учитель.

Вот и осень перед нами:

Сжато поле, скошен луг,

И над лесом косяками

Гуси тянутся на юг.

Частый дождь в окно трезвонит,

Ветер, шастая везде,

Золотые листья гонит

По серебряной воде.

Богата и разнообразна природа нашей Родины. На суше, в воздухе, в воде и под водой - всюду кипит жизнь. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на реке и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года! И в каждое время года лес красив по-своему!

Звучит запись звуков леса.

Учитель.

Вот, например, Осень раскрашивает лес по-своему. Для своей работы берет она самые яркие краски и отправляется с ними в лес. Березы и клены Осень покрывает лимонной желтизной, листья осины разрумянивает, будто спелые яблоки.

Скажи, скажи, художник,

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Какого цвета вечер?

Ответь, какого цвета

Земля - моя планета.

И вот первое задание для наших команд: я раздаю каждой команде большой кленовый лист, который пока белого цвета, также каждый получает по кисточке, и на команду я даю набор красок. За некоторое время вам необходимо раскрасить листочек как можно красочнее и интереснее.

Работу команд оценивает жюри из родителей.

Ученик.

Бродит в роще листопад

По кустам и кленам,

Скоро он заглянет в сад

Золотистым звоном.

И послушно ветру вслед

Листья улетают.

Значит, лета больше нет,

Осень наступает.

Учитель.

Молодец, давайте ей поаплодируем, а я объявляю следующий конкурс рисунков «Природоохранительные знаки».

Командам предлагается нарисовать различные природоохранительные знаки, которые можно установить в лесу, возле школы. Жюри оценивает работу.

Учитель.

Осень - славная пора,

Любит осень детвора.

Сливы, груши, виноград –

Все поспело для ребят.

Учитель.

Сейчас у нас блиц-опрос. Я буду читать вопросы, кто знает ответ, поднимает руку, если ответ будет правильным, то мы засчитаем один бал в пользу команды.

Блиц «В гостях у деревьев»

  1. Растение с твердым толстым стволом и кроной. (Дерево)
  2. Одежда дерева. (Кора)
  3. Дерево — символ России. (Береза)
  4. Дерево, которое никто не пугает, а оно дрожит. (Осина)
  5. Дерево, из которого делают пианино. (Ель)
  6. Дерево, из которого делают спички. (Сосна)
  7. Дерево медонос — это ... (Липа)
  8. Дерево, которое первым желтеет. (Береза)
  9. Тянется вверх из желудя. (Дуб)
  10. Его листья похожи на детские ладошки. (Клен)
  11. Щеточкой растут короткие иголочки. (У елки)
  12. Дерево с шарообразными яркими плодами, которые до зимы живут. (Рябина)
  13. Дерево, которое последним в году цветет. (Липа)
  14. Колючее разлапистое дерево. (Ель)
  15. В ней созревают кедровые орешки и сосновые семена. (Шишка)

Учитель.

Сейчас я каждой команде раздам набор грибов в корзинках, и вы должны оставить в корзинах съедобные грибы, а несъедобные вытащить.

(Жюри проверяет правильность подбора грибов)

Учитель.

Некоторые члены наших команд подготовили творческий номер, связанный с грибами.

Звучат частушки о грибах.

Шоколадная папаха,

Белый шелковый мундир.

Посмотрев, опенок ахнул:

Настоящий командир.

Не играйте вы, опятки,

Дотемна с Ванюшей в прятки,

Окажите Ване честь –

В кузовке местечко есть!

Сколько лет тебе, сморчок?

Ты по виду - старичок.

Удивил грибок меня:

Возраст мой - всего два дня!

По грибы ходила Алла,

Гриб красивый выбирала.

Собрала, как на подбор, -

Что ни гриб, то мухомор.

Учитель.

А сейчас мы проведем викторину. У каждой команды на листочках написано четыре вопроса про животных, птиц, растения. Необходимо рядом с вопросами написать правильный ответ, а жюри затем проверит.

Вопросы:

1. Какие животные обитают в лесу?

2. Какой домик у совы?

3. Где живет мышь?

4. Какую пользу приносят человеку деревья?

Жюри ставит баллы.

Учитель.

Какие вы молодцы! Но у нас впереди следующий конкурс, который называется «Удивительное растение (животное)». Сейчас команды нарисуют растение (животное), которого не существует в природе, и придумают ему название.

Жюри оценивает конкурс.

Учитель.

Следующий наш конкурс - это конкурс знатоков голосов природы.

Команды слушают аудиозапись с голосами птиц, других животных. Ее включают 2-3 раза. Необходимо написать названия животных в том порядке, в каком звучали их голоса.

Учитель.

Пока жюри подводит окончательные итоги, мы представляем вашему вниманию театрализованный «живой» журнал «Протянем природе руку дружбы!», который подготовили ребята из нашего класса.

Дети делают доклады, презентации на тему охраны природы.

Мероприятие для детей среднего школьного возраста

ко Дню работников леса

Форма: Турнир «Знатоков природы».

  1. Вступительная беседа.

Лес – это сказочный мир. Присмотритесь и прислушайтесь… Он полон загадок и тайн. В лесу нашли приют звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нём разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветы смотрят на нас из травы. Они приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух. Чтобы понять, как живёт лес, нужно разбираться в многообразии растительного мира, хорошо знать повадки его обитателей.

И сегодня праздник людей, жизнь которых связана с охраной и приумножением лесных богатств нашей страны.

Проведём турнир знатоков природы, на котором вы поделитесь своими знаниями о лесе. В нём участвуют две команды (названия, эмблемы). Следить за ходом поединка будет жюри.

Разминка.

– Какую птицу называют лесным барабанщиком? (Дятел)

– Какие грибы растут на пнях? (Опята)

– Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит)

– Кто трижды поменяет своё обличье, прежде чем стать взрослым? (Насекомое)

– Куда зайцу бежать удобнее с горы или в гору? (В гору, у него задние ноги длиннее)

– Какой лесной обитатель сушит на деревьях грибы? (Белка)

  1. Конкурс « О страшных, храбрых и не очень».

1 этап. «Узнай животное».

А) Гнездо, которое строит зверёк, называется гайно. Сначала зверёк сплетает из толстых веток и прутьев основание гнезда, затем делает стены, а сверху крышу. Дома у зверька тепло и чисто. Внутри своё жилище хозяйка выстилает мхом-лишайником, сухими травинками, листьями. В таком гнезде один или два входа, которые в сильные морозы хозяйка затыкает лёгким лишайником.

Если дети берут подсказку, то вычитается один балл.

Подсказка.

Зимой этот зверёк серый, летом – рыжий. На кончиках ушей – длинные кисточки, пушистый хвост красиво выгнут за спиной. (Белка)

Б) Французский натуралист Жорж Луи Бюффон так охарактеризовал этих животных: “Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, невыносимый запах, коварный нрав”.

Подсказка.

Этих зверей называют санитарами леса. (Волки)

В) Это удивительный зверёк. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное зверёк чувствует жука или личину в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест всё: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей.

Подсказка.

Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них. (Еж)

Г) У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает очень быстро и легко так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают не хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.

Подсказка.

Его считают большим трусишкой. (Заяц)

Д) Это самый хитрый и осторожный зверью. Он умеет прекрасно маскируется, у него острые зрение, слух, а как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. Питается насекомыми, грызунами, птицами, иногда ежами, зайцами.

Подсказка.

Убегать от преследователей помогает рыжий пушистый хвост. (Лиса)

Подсказка.

Его считают неуклюжим сладкоежкой. (Медведь)

2 этап. «Верю – не верю».

Вопрос: Медведь в берлоге зимой сосёт лапу?

Ответ: нет. Зимой у медведей на подошве отслаивается кожа. Молодая нежная кожица зудит и мёрзнет. Вот мишка и облизывает подошвы горячим языком.

Вопрос: Кабаны очень любят принимать ванну?

Ответ: да. Кабаны устраивают себе купальни в больших лужах, а также валяются в болотной грязи. Когда грязь на щетине подсыхает, они трутся боками о деревья. Корка грязи отлетает, а вместе с ней и различные насекомые и жучки, которые мешают животному.

3 этап. «Отгадай-ка». Загадки болельщикам за каждую отгадку балл команде.

а) Не всегда в лесу найдёшь – пойдём гулять и встретим.

Стоит колючая как ёж зимою в платье летнем. (Ель)

б) Какую траву и слепой знает? (Крапива)

в) Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)

г) Бегает среди камней, не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но ах! Удрала, а хвост в руках. (Ящерица)

д) Спинка в веснушках ах как не ловко.

И покраснела… (Божья коровка)

е) Белые пятна на шапочке красной.

Он для людей чрезвычайно опасный,

Здесь ни к чему нам сомненья и спор - это же гриб, а точней. (Мухомор)

ж) У кого на ноге ухо? (У кузнечика)

  1. Игра “Лес наш дом”.

Вопросы:

а) Кто кукует у кукушки. (Самец или самочка)

б) Какие лесные растения могут заменить мясо. (Грибы или ягоды)

в) Какие птицы едят грибы. (Рябчики или глухари)

г) Сколько раз в году приносит приплод зайчиха. (1-2-3)

д) Какой лесной гриб называется дедушкин табак. (Сморчок или дождевик)

е) Сок, какого дерева сладкий. (Осины или берёзы)

ё) Какие дрова самые жаркие. (Еловые или берёзовые)

ж) Какое дерево осенью краснеет. (Берёза или рябина)

з) Из какого дерева делают спички. (Сосны или осины)

  1.  Конкурс капитанов.

Капитаны вытягивают конверты с заданиями и рассказывают о съедобных и несъедобных ягодах и грибах.

  1.  Экологическая сказка. (Учитель)

Возле моего окна живёт синичка. Она каждый день прилетает к кормушке. Вот что она мне рассказала: “Скоро наступит новый год, все звери готовятся, только ёлочка стоит печальная. И чем ближе Новый год, тем печальнее становится ёлочка. А почему не знаю”.

Вопрос:

Ребята, почему ёлочка была печальная? (ответы детей)

Ответ:

Правильно, потому что в Новый год люди вырубают ёлки, а они потом погибают. Давайте, нарисуем плакат в защиту “Зелёной красавицы”.

Две команды рисуют плакаты, жюри оценивает.

  1.  Игра “Лесные заморочки”.

Оборудование: фишки из лото (с 1 по 12), иллюстрации птиц.

Вопросы:

1) Всё у этой птицы не так как у других – клюв не прямой, а крест-накрест, и птенцов она выводит не летом, а зимой. (Клёст)

2) Эти птички прилетают в наши края весной, когда ещё холодно, зябко. (Зяблик)

3) Птичка вспорхнула с ветки, как будто высоко подпрыгнула. И снова уселась на место. А потом опять взлетела. И ещё.…Это она в воздухе ловит мух и насекомых. (Мухоловка)

4) В зелёной листве то и дело вспыхивает огонёк. Но не тревожься пожара не будет: это, как язычок пламени, подрагивает яркий красный хвостик птички. (Горихвостка)

5) Эта птица настоящий акробат: только она может бегать по стволу дерева вверх и вниз головой. (Поползень)

6) Это небольшая птичка скромной коричнево-серой окраски, славится своим чудесным пением. (Соловей)

7) Каких небылиц об этой птице не рассказывают! Даже считают, что она накликает беду. А на самом деле – это полезная птица. (Сова)

8) Птица немаленькая, а увидеть её нелегко: сядет на землю, прижмётся и нет её, сядет на сук вытянется вдоль и исчезнет. Уж такая у неё маскировочная окраска – рябенькая. (Рябчик)

9) Все его называют лесным доктором за то, что он “лечит” деревья, вытаскивает из стволов и из под коры вредных насекомых и их личинки. (Дятел)

  1.  Подведение итогов турнира.

Мероприятие для старших школьников

ко Дню работников леса

Форма: Турнир «Знатоков природы».

Предварительная подготовка.

Вступительное слово учителя должно содержать напоминание детям, гостям о празднике - Дне работников леса. Лес - это бесценный дар природы, источник духовного и эмоционального потенциала нации, ее здоровья. В лесу живут животные, птицы, растут растения, всем им должно быть хорошо, а человек должен заботиться о живой природе, учиться у нее мудрости и красоте. «Охрана природы - долг каждого» - вот основная идея праздника.

Оборудование:

  • Гербарный материал листьев;
  • Пазлы;
  • Карточки – задачи;
  • Коллекция шишек;
  • Карточки для заполнения древесных и кустарниковых пород;
  • Коллекция болезней древесных растений;
  • Природный материал для поделки;
  • Оценочный лист;
  • Слайд-презентации;
  • Музыкальное оформление.

Слайд – шоу на компьютере про лес.

Предоставление участников конкурса и жюри.

Учитель:

Внимание участники! Все вы будете участвовать в различных конкурсах.

1 конкурс.

1 этап.

Учитель:

Вам каждому предлагается осенний лист, по которому необходимо определить морфологию листа.

  • Рябина;
  • Вяз;
  • Ясень;
  • Клён;
  • Сирень.

На слайде 1 - вид листа и его части.

  • форма прикрепления листьев к стеблю;
  • форма листовой пластинки;
  • форма основания листа;
  • форма края листовой пластинки;
  • форма вершинки листа;
  • форма расчленения листовой пластинки.

2 этап.

Учитель:

Всем участникам предоставляется собрать пазлы и отгадать, какое цветочное растение на нём изображено.

(при)

Что такое лес?

Сосны до небес,

Берёзы и дубы,

Ягоды, грибы...

Звериные тропинки,

Пригорки и низинки,

Мягкая трава,

На суку сова.

Ландыш серебристый,

Воздух чистый-чистый

И родник с живой

Ключевой водой.

2 конкурс. Викторина о деревьях.

1. Он сильный и могучий с мощным стволом, извилистыми, толстыми ветвями. Живет в среднем 400-500 лет. Листья у дерева особенные: крупные, жестковатые, удлиненно-овальные, с глубокими выемками.

2. Кора совсем молодого деревца – темная. Но проживет дерево несколько лет, и кора изменяет свой цвет. Ветви растения повисшие, листья мелкие, по форме напоминают ромб. В древние времена кору использовали вместо бумаги для письма.

3. Высокие стройные деревья, украшающие улицы, парки и скверы. Стволы серые. Листья крупные, гладкие, напоминают треугольники.

4. Прекрасный медонос! А еще его называют душистым за необыкновенный аромат цветов. Плоды, как и цветы, собраны в пучки. У каждого пучка плодов одно крылышко. Плоды – маленькие орешки. Листочки как сердечки.

5. Молодая кора этого дерева любимое лакомство зайцев и мышей. Ветки – лакомство лосей. Даже в тихую погоду оно шелестит своими круглыми плотными, жесткими листьями на тонких, длинных черешках.

6. Высокое стройное дерево. К концу лета на нем созревают плоды-двухкрылатки, которые опадая, быстро вращаются, как пропеллер. Дети осенью любят собирать букеты из разноцветных пятиконечных зубчатых листьев этого дерева.

7. У дерева мощная красивая крона с гибкими свисающими ветками и тонкими узкими продолговатыми листьями. Особенно красиво оно весной, когда покрывается пушистыми, как будто, меховыми сережками.

8. Словно колоны устремляются ввысь стволы этих любящих свет, смолистых деревьев. Листья – иголки, длинные с восковым налетом, растут на ветках в пучках по две.

9. Очень красивое с большими перистыми листьями деревце. Весной радует белыми пышными ароматными соцветиями. Осенью — оранжево-красными кистями плодов — «ягод».

10. Дерево имеет очень красивую ажурную крону. Хвоя у нее мягкая и расположена на ветке пучками по 30-40 штук. На зиму она опадает, как и листья у лиственных деревьев. Отсюда и ее название. Это единственное в мире листопадное хвойное дерево.

11. Это дерево напоминает вечнозеленую пирамиду. Его можно узнать по коротким колючим иголкам-хвоинкам, расположенным на ветке по одной, и длинным (цилиндрической формы), свисающим вниз шишкам.

Ответы викторины: 1. Дуб. 2. Береза. 3. Тополь. 4. Липа. 5. Осина. 6. Клен. 7. Ива. 8. Сосна. 9. Рябина. 10. Лиственница. 11. Ель.

Внимание! Красный ящик!

В «красном ящике» лежит плод, употребляемый в свежем виде, сушеном и моченом. Этот плод принадлежит к растениям класса двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе, в Средней Азии. Растение -перекрёстноопыляемое, морозоустойчивое, выдерживает морозы до минус 30° С. Плоды содержат много витаминов, а также вещества, выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. Плоды обогащают кровь железом. О каком плоде идет речь? (О яблоках).

Лес – это добрый огромный гигант,

Дарящий много прекрасных чудес.

Так проявите же ум и талант,

Чтоб защитить этот сказочный лес!

3 конкурс «Защита и охрана леса».

1 этап.

Учитель:

Вашему вниманию предоставляется каждому по болезни леса.

Определить:

  1. Дать название болезни;
  2. Чем вызывается;
  3. Характерные признаки болезни.

2 этап.

Учитель:

Для каждого участника будут загаданы по две загадки.

1. Чёрен, да не ворон

Рогат, да не бык,

Шесть ног, да без копыт,

Идёт – земли не дерёт (Жук)

2. Не птичка, а с крыльями (Бабочка)

1. Летит – воет,

сядет – землю роет (Шмель)

2. Пришли мужики в лес без топоров,

срубили избу без углов (Муравьи)

1. Сидит девица в темнице,

вяжет узор ни петлёй, ни узлом (Пчела)

2. Летит по-птичьи, ревёт по-бычьи (Овод)

1. Летит мохнатенький, летит за сладеньким (Шмель)

2. Маленькая, горбатенькая, скачет – несётся,

А в руки не даётся (Блоха)

1. Рогат, да не баран,

Дома его не любят

И на базаре не купят (Таракан)

2. Ходит ходок

Через потолок,

Всем надоедает,

Здоровью угрожает.

А как осень придёт,

Ещё и кусаться начнёт (Муха)

Внимание! Красный ящик!

Вкусные, сочные, пахнут свежестью... Кто не любит эти ягоды! Витаминные салаты, мясные и рыбные блюда - любому кушанью они придают аппетитный вид. Ка­кая же ягода лежит в «красном ящике»? (Огурец, его плод — ягода)

4 конкурс.

Учитель:

И, наконец, последний заключительный конкурс - это «Ваше творчество».

Для каждого участника приготовлен пакет с природным материалом, из которого необходимо сделать поделку и представить её в стихотворной форме на лесную тематику.

Для болельщиков блиц – опрос.

Тема: Растения.

Вопрос — ответ

2. Сушеный виноград без косточек? (Кишмиш)

3. Символ России? (Береза)

4. Медовое дерево? (Липа)

5. Чертово яблоко? (Картофель)

6. Детская конфета и растение? (Ирис, барбарис)

7. Гриб и масличное растение? (Рыжик)

8. Человеко-корень? (Женьшень)

9. Самый быстрорастущий злак? (Бамбук)

10. Все ли тополя пушат? (Мужские не пушат)

11. Какое растение дает лучший мед? (Липа)

12. Соком каких растений выводят бородавки? (Чистотел, росянка круглолистная)

13. Древесина какого дерева используется в кораблестроение? (Сосны)

14. Почему от пожара и ветра ель страдает больше, чем сосна? (У ели корни расположены поверхностно, а у сосны стержневая корневая система, глубоко уходящая в почву)

15. Почему листья с верхушек деревьев опадают последними? (Они самые молодые)

16. Банан - дерево? (Нет, трава)

17. Водяная чума или ...? (Элодея)

18. Самый сладкий злак? (Сахарный тростник)

19. Это растение кормит, лечит, наказывает... (Крапива)

Подведение итогов.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.