Новости проекта
С праздником вас, с 1 сентября!
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by

По организации проектно исследовательской деятельности

Дата: 7 февраля 2016 в 19:41, Обновлено 19 октября 2021 в 10:20

Проекты учащихся

Социальные проекты (проекты, направленные на решение социальных проблем в сфере образования, искусства, культуры, общественной жизни).
Благотворительные проекты (направленные на помощь детям-сиротам, инвалидам, пожилым людям, ветеранам и другим группам населения).
Культурно-исторические проекты (направленные на восстановление памятников культуры)
Природоохранные проекты, экологические проекты (направленные на защиту природы, на благоустройство территорий и .т.д.
Просветительские проекты (направленные на пропаганду знаний, популяризацию знаний, пропаганду здорового образа жизни и др.).
Общественно-значимые проекты (все другие проекты, не вошедшие в перечисленные выше номинации, направленные на улучшению окружающей жизни – проведение праздников двора, посёлка, города и т.д.).

Основные задачи социального проектирования:

  • повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;
  • формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;
  • закрепление навыков командной работы.

Критерии оценки социального проекта

  • 1. Социальная эффективность проекта — актуальность решаемой социальной проблемы и значимость проекта.
  • 2. Наличие плана действий по всем задачам проекта.
  • 3. Описание условий, необходимых для реализации проекта (личностных, материально-технических, информационных).
  • 4. Описание прогнозируемых результатов.
  • 5.Оформление  результатов.

Типичные ошибки социального проектирования

  • отсутствие информации о технологии подготовки и реализации социальных проектов, о работе других групп учащихся;
    - переоценка воспитанниками своих сил и возможностей проектной группы;
    - провозглашение «красной» идеи без дальнейших усилий по ее реализации со стороны учащихся, то есть доведения до практических результатов;
    - отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования предложенного социального проекта

Управление проектом

  • Управление проектом — это процесс руководства всеми работами над проектом от начала до завершения.
  • Управление включает три основных вида деятельности:
  1. Планирование
  2. Организация
  3. Управление
  4. Определение желаемых результатов проекта. Т.е. прописывание того, что же хочется увидеть после реализации проекта.
    Разработка стратегии выполнения и графика выполнения работ. Все придуманные мероприятия, в том числе и по поиску ресурсов и спонсоров (если таковые будут нужны), а также различные встречи, акции, и опросы и риски (проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта) должны быть прописаны вместе со сроками и ответственными.
    Расчет количества необходимых ресурсов. Грубо говоря, всё, что понадобится для разработки и реализации проекта (люди, деньги, транспортные расходы, канцелярские расходы и т.д.)

Организация

  • Распределение ролей и обязанностей внутри проектной команды.
  • Если один человек в проектной команде разрабатывает план работы, ищет спонсоров, ведет переговоры с администрацией города или района, проводит опросы, является ответственным за все мероприятия, то вероятнее всего он сделает не всю свою работу или сделает её не качественно. А кому это надо? Поэтому и существует разделение труда, в том числе и в проектной деятельности. Необходимо будет понять, кто и чем будет заниматься в силу своих возможностей и способностей. Конечно, для того, чтобы разделять обязанности в команде, прежде нужна сама команда.

Управление

  • Включение в проектирование этого вида деятельности, поможет сделать работу в проекте качественнее, эффективнее:
    Руководство работами и контроль результатов (назначение ответственных и отчеты о проделанных работах).
    Решение возникающих проблем.
  •  Обмен информацией с заинтересованными лицами. Заинтересованными лицами (в зависимости от проблемы, на решение которой направлен проект) могут быть администрация, школы, родители, соседи, различные общественные организации и т.д.
  • ШАГ №1. Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время.
  • ШАГ №2. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе.
  • ШАГ №3. Определение целей и задач социального проблема.
  • ШАГ №4. Изучение реальных возможностей своей проектной группы.
  • ШАГ №5. Составление детального плана работы.
  • ШАГ №6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.
  • ШАГ №7. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе.
  • ШАГ №8. Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования.
  • ШАГ №9. Составления бюджета проекта.
  • ШАГ №10. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом.
  • ШАГ №11. Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям.
  • ШАГ №12. Формирование общественного мнения в местном сообществе.
  • Последовательность шагов №№1-12 – это разработка социального проекта, его подготовка к реализации силами самих учащихся.

  • Дальнейшие шаги №№ 13-19 – это реализация разработанного проекта силами инициативной группы воспитанников.
  • ШАГ №13. Составление деловых предложений по разработанному проекту.
  • ШАГ №14. Поиск делового партнера для реализации проекта.
  • ШАГ №15. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами.
  • ШАГ №16. Получение необходимых ресурсов.
  • ШАГ №17. Проведение плановых мероприятий.
  • ШАГ №18. Контроль и оценка выполнения плана.
  • ШАГ №19. Корректировка реализации проекта.
  • Два последних шага №№20, 21 – это подведение итогов работы над социальным проектом.
  • ШАГ №20. Анализ результатов работы по проекту.
  • ШАГ №21. Информирование общественности о результатах реализации проекта

Исследование

  • Процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

                         Научное исследование

Основные требования: объективность, воспроизводимость, доказательность, точность.

Результат: описание реальности, прогнозирование развития процессов и последствий событий.

Форма: текст, содержащий словесные описания, формулы и др. способы выражения выявленных закономерностей.

С чего начинается исследование

Любое исследование начинается с определения:

  1.  объекта исследования – процесса или явления окружающего мира, неизвестного или с неизвестными свойствами, и потому интересное для исследователя;
  2.  предмета исследования – неизвестного свойства объекта исследования и потому интересное для исследователя.

Исследование не может не иметь объекта.

Исследование не может быть беспредметным

Проблемные вопросы

Интерес к объекту и предмету исследования неизбежно порождает вопросы:

  1.  «Что это?» Вопрос возникает при обнаружении чего-то совершенно нового или неизвестного;
  2.  «Почему так?» Вопрос возникает при отсутствии явных причин процесса или явления;
  3.  «Так ли это?» Вопрос возникает при наличии сомнений в объяснении процесса или явления
  4.  «Может ли быть иначе?» Вопрос возникает при наличии предположений о другом варианте развития процесса или существования явления.

Что такое «проблема»?

Наличие вопросов указывает на наличие проблемы.

Проблема – это:

  1.  задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью;
  2.  противоречие между необходимостью узнать что-либо и отсутствием знания в данный момент.

Если проблема не определена, то проводить исследование бессмысленно.

Если проблема определена, то можно выдвигать гипотезу.

Что такое «гипотеза»?

Гипотеза – это предположение, которое требует доказательства.

Гипотеза должна:

  1.  опираться на факты;
  2.  проверяться опытным путем;
  3.  совмещаться с другими научными знаниями в данной области;
  4.  объяснять факты, ставшие предметом исследования
  5.  быть простой и очевидной, не ссылаться на непонятное и недостоверное

Требования к гипотезе

  • Быть проверяемой;
  • Содержать предположение;
  • Быть логически непротиворечивой;
  • Соответствовать фактам.

Какова цель исследования?

Целью исследования является доказательство гипотезы.

Гипотезу необходимо доказывать для того, чтобы разрешить проблему и ответить на вопросы, послужившие причиной проведения исследования.

Результатом доказательства гипотезы является объяснение причин, свойств или условий существования предмета исследования.

Объяснение имеет признаки теории исследуемого предмета.

Что такое методы исследования?

Метод исследования – это способ изучения предмета для доказательства гипотезы.

Основными методами исследования являются:

  1.  наблюдение – целенаправленное изучение предмета в его естественной обстановке
  2.  счет и измерение – определение количественных характеристик предмета или сравнение их с эталоном
  3.  описание – фиксация признаков предмета, полученных в результате наблюдений или измерений
  4.  сравнение – сопоставление предмета с другими предметами
  5.  эксперимент – изучение свойств предмета в искусственно созданной обстановке
  6.  моделирование – изучение предмета с помощью его искусственных заменителей - моделей

Эмпирические методы

  • наблюдение;
  • беседа;
  • сравнение;
  • опрос;
  • эксперимент.

Теоретические методы

  • Моделирование
  • Абстрагирование
  • Анализ и синтез
  • Восхождение от абстрактного к конкретному

Учебное и научное исследование

  • Цель научного исследования – получение объективно новых знаний.
  • Цель учебной исследовательской деятельности – приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Отличие результатов и процедуры
научного исследования и учебного исследования

  • Открытие учёного не подготовлено специальным содержанием.
  • В ходе исследования результат предположителен, но не известен.
  • Открытие совершается в реальной жизни.
  • Открытия изменяют представления об объекте учёного мира.
  • Временные рамки открытия не определены.  
  • Педагог подбирает такое учебное содержание, которое провоцирует открытие учащегося.
  • Учитель знает заранее результат исследования ученика.
  • Открытие происходит для учащегося, а не для науки.
  • Исследование правдоподобно, но в какой-то мере – это игра.
  • Открытие ограничено во времени рамками учебного процесса.    

Этапы исследовательской деятельности (по Дж. Дьюи)

1.Ощущение затруднения.

2.Определение этого затруднения.

3. Выдвижение возможного варианта его решения (формулировка гипотезы).

4.Формулировка выводов, следующих из предложенного решения (логическая проверка гипотезы).

5. Последующие наблюдения и опыты, позволяющие принять или отбросить гипотезу.

Этапы научного поиска (Пуанкаре)
Этапы учебного исследования

1.Проблематизация: обнаружение противоречий в имеющейся информации.

2. «Инкубационный период». Определение сферы исследования (формулировка вопросов, на которые хотелось бы получить ответы).

3. Определение темы исследования.

4. Определение цели и задач исследования.

5. Выработка гипотезы. Построение модели.

7. Планирование методики проведения исследования. Создание экспериментальной установки.

8. Сбор и систематизация полученной информации.

9. Анализ, объяснение и обобщение полученных данных.

10. Подготовка отчета.

11. Презентация и защита результатов исследования.

12. Обсуждение работы.

Структура учебного исследования

Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

Выдвижение гипотез;

Поиск и предложение возможных вариантов решения;

Сбор материала;

Обобщение полученных данных;

Подготовка проекта (сообщение, доклад и др.)

Защита проекта.

Учебное исследование

Образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности.

1.Выделение в учебном материале проблемных «точек» (неоднозначностей), специальное конструирование учебного процесса от этих «точек», проблемная подача материала.

2.Развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез (взгляда на объект).

3. Развитие навыка работы с первоисточниками (методика сбора материала), «свидетельствами» при разработке версий.

4.Развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.

Исследовательская деятельность учащихся

  • Образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование.
  • Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представления об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы.

Исследовательские способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности.

Способы и приемы, необходимые при осуществлении

 исследовательской деятельности:

  • умение видеть проблемы;
  • умение вырабатывать гипотезы;
  • умение наблюдать;
  • умение проводить эксперименты;
  • умение давать определение понятиям и др.

Педагогический проект руководителя исследовательской работы

  • Проект, направленный на организацию образовательного процесса с учащимися на основе применения учебного исследования.
  • Цель проекта является достижение образовательного результата – развитие способностей учащихся анализировать данные, планировать ход выполнения работы, занимать исследовательскую позицию.

Формы организации исследовательской деятельности

  • Проблемное ведение уроков.
  • Использование программ факультативных занятий.
  • Использование программ дополнительного образования.
  • Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий.
  • Реализация общешкольных проектов.
  • Реализация походов и экспедиций.
  • Проведение научно-практических конференций и конкурсов.
  • Тематические клубы и молодежные объединения.

Этап 1
Выбор образовательной области и предметного направления

будущей исследовательской деятельности учащихся

  • Степень связи с базовой программой соответствующего класса.
  • Наличие собственной практики научной работы в избранной области.
  • Возможности консультационной помощи специалистов и ее формы.
  • Форма образовательной деятельности в плане работы ГУО

Этап 2
Разработка программы вводного теоретического курса (занятия)

  • Доступность – соответствие учебной нагрузки возможностям учащихся (сложность, продолжительность).
  • Опора на базовую программу (новые знания, понятия не составляют большую часть программы).
  • Необходимость и достаточность материала для возникновения у учащихся интереса к работе, выбору темы и постановки задач исследования.

Этап 3
Выбор темы, постановка задач, выдвижение гипотезы

  • Соответствие темы преподанному теоретическому материалу.
  • Доступность сложности темы и объема работы возможностям учащихся.
  • Исследовательский характер темы, формулировка темы, ограничивающая предмет исследования и содержащая проблему исследования.
  • Соответствие задач цели, адекватность гипотезы.

Тема, проблема и актуальность исследования

  • Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. 
  • Тема – визитная карточка исследования.
  • Тема должна быть сформулирована лаконично, а используемые понятия при ее формулировке должны быть логически взаимосвязаны.

Этап 4
Подбор и освоение методики исследования

  • Методологическая корректность методики. Соответствие научному прототипу. Обоснованность адаптации к специфике детского исследования.
  • Соответствие методики целям и задачам, предполагаемому объему и характеру исследования.
  • Доступность методики освоению и реализации школьниками.

Этап 5
Сбор и первичная обработка материала

  • Доступность запланированного объема работ учащимися.
  • Доступность объекта исследования.
  • Адекватность используемой методики объекту и условиям исследования.

Этап 6
Анализ и выводы

  • Наличие обсуждения, сравнения данных с литературными источниками.
  • Соответствие результатов и выводов поставленным целям и задачам.

Этап 7
Презентация

  • Соответствие формата представляемого материала формальным требованиям.
  • Отражение этапов исследования.
  • Отражение авторской позиции учащегося.

Возможные затруднения

  • замена исследовательской работы рефератом, т.е. обзором различных научных произведений;
  • замена исследования работой компилятивного характера, т.е. соединением логично выстроенных в одно целое отрезков из разных научных источников;
  • отсутствие законченности в работе, что обусловливается отсутствием систематического подхода;
  • неспособность учащегося грамотно вести дискуссию по защите результатов своего исследования и отвечать на вопросы аудитории, что является признаком отсутствия этапа предварительного обсуждения на школьном уровне;
  • подгонка результатов под существующую гипотезу.

Типичные ошибки

при реализации проектно-исследовательской деятельности

  • 1. Непонимание смысла и значения проектно-исследовательской деятельности для образования;
  • 2. Опасность переоценить результат и недооценить процесс;
  • 3. Нацеленность на презентацию;
  • 4. Опасность превращения проектно-исследовательской работы в реферат;
  • 5. Смешение понятий «проект» и «исследование»;
  • 6. Недостаточное внимание реализации воспитательных задач в ходе проектно-исследовательской деятельности.

Критерии оценки эффективности

проектно-исследовательской деятельности

  • 1. Учительский;
  • 2. Управленческий;
  • 3. Ученический;
  • 4. Экспертный.

Памятка учителю

  • Подходить к проведению работы творчески;
  • Не сдерживать инициативу детей;
  • Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите детей действовать независимо;
  • Не делайте за ребенка то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно;
  • Не спешите с вынесением оценочных суждений;

-   Лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.